Поиск по этому блогу

среда, 30 июля 2008 г.

Лютеранство

Лютеране исповедуют веру апостольской Христианской Церкви, изложенную в трех Экуменических или Кафолических Символах веры. А именно, что существует один настоящий Бог в трёх Ипостасях: Отец, Сын, и Святой Дух.

Лютеране исповедуют, что, после грехопадения Адама, все люди рождаются грешными, т.е. в состоянии прирожденной неспособности не нарушать Божью волю. Посему, неизбежно все они накликают на себя Божье осуждение, перед которым никто из людей не в состоянии оправдаться своими собственными силами или поступками.

Лютеране верят, что, по благому Божьему промыслу, Сын Божий был зачат от Святого Духа и родился от Девы Марии для спасения людей. Он – Иисус Христос – будучи одновременно настоящим Богом и настоящим человеком, умер на кресте, ставши жертвою и искуплением за все людские грехи перед Богом Отцом; Он воскрес, взошел на небо, и придет на землю снова – судить живых и мёртвых.

Лютеране верят, что люди могут быть спасены только по божему милосердию, благодаря жертве Христа, и только через свою веру в Христа. Лютеране верят, что это спасение, как дар, даётся даром через действие Святого Духа, когда Церковь Христовая объявляет Евангелие и уделяет Таинства. Лютеране верят, что в Таинстве Св. Крещения свершается возрождение Святым Духом, а в Таинстве Алтаря (Св. Причастии) даются и принимаются реально-присутствующие Тело и Кровь Христа под двумя видами – хлеба и вина.

Во времена Реформации, принципы этого «евангелического» вероучения были кратко изложены в пяти латинских выражениях с “sola” – что значит «одна», «только», «единственно»:

  • Sola Gratia – «Одной благодатью»: Люди могут быть приняты в жизнь вечную с Богом исключительно по Божьей милости, выраженной в спасительной миссии Христа. Люди отнюдь не могут заслужить этот бесконечный дар Божьей благодати никакими своими делами или поступками.
  • Sola Fide – «Одной верою»: Человек получает благодеяние Христового искупления грехов перед Богом только через веру в то, что он принят в такую Божью милость, т.е. через веру в Евангелие Христово. Эта вера является не нашей заслугой, а действием Святого Духа и даром Божьим – при чём человек имеет свободную волю и способность отвергнуть этот дар.
  • Sola Scriptura – «Одно Св. Писание»: Согласно лютеранского вероучения, Святая Библия, данная нам и сохраненная Церковью, является «единственным судьёй, нормой и правилом, согласно которого, как на пробном камне, надлежит испытывать и оценивать все догмы» («Формула Согласия», 1–7). Поскольку Св. Писание было написано по вдохновению Св. Духа, то его текст, первоначально записанный через избранных Богом святых людей, является точным и безошибочным выражением божественной воли.

В отличие от тех, кто отвергают или считают неважным всё, что прямо не предписано в каноне Св. Писания – либо готовы вводить любые новизны, что только текстом Св. Писания прямо не запрещается, лютеранство – основываясь на Св. Писании как на критерии и «пробном камне» или «норме нормирующей» (лат. “norma normans”) – принимает во внимание также и соборность (кафоличность) Св. Предания («Традиции») в качестве «нормы, нормированной» вышеупомянутым критерием Библии (лат. “norma normata”). Ибо хотя Св. Писание действительно дано нам как свод знания о Божественном откровении, необходимого для сохранения правильной христианской веры, однако из самого Св. Писания следует, что не всегда всё учение апостолов излагалось письменно (напр. 2 Фес. 2:15; 3 Ио. 13–14). Эти неписанные апостольские наставления передавались первоночально устно, в виде живого единогласного Св. Предания (либо «Традиции») Соборной (Кафолической) Христианской Церкви Запада и Востока. Но поскольку вся первоначальная подлинная апостольская наука была, безусловно, всегда в согласии с писаным апостольским божественным откровением, то критерий Св. Писания и далее позволяет оценивать те учения, свидетельствами за или против коих может служить только лишь Соборная апостольская Традиция Церкви.

Так, согласно «Формулы Согласия» (1:3), «в древней Церкви были составлены Символы, т.е. краткие и категорические исповедания веры, содержащие единогласное Соборное христианское согласие и исповедание веры правоверной и истинной Церкви...: мы заявляем о своей верности им». Подобным образом, в споре с сектантами о правильности крещения детей – что действительно нелегко вывести непосредственно из текста Св. Писания – Мартин Лютер ссылался в т.ч. и на довод вселенского соборного «опыта Церкви», созвучного со Св. Писанием. В целом, «Аугсбургское Исповедание веры» утверждает (арт. XXVIII-Закл.), что «в учении и обрядах мы не принимаем ничего противного Св. Писанию или Кафолической Церкви. Ибо очевидно, что мы приложили усилия, дабы новые и безбожные учения не закрались в наши церкви»; с точки зрения сторонников Реформации, новые и противоречащие Библии учения (вроде обязательного целибата свяшенников) изобретал именно Рим.

Таким образом, критерий Св. Писания в лютеранском понимании приемлит такие древние единогласные учения Соборной Церкви Востока и Запада, верить в которые буква Св. Писания хотя и не предписывает, но целиком допускает: напр. учение о том, что Богородица и после рождения Христа оставалась Девою. Однако для обоснования приемлимости в Церкви таких новотворств, как священническая ординацияженщин, требовалось бы доказать, будто учение, согласно которому литургическое служение в Церкви возлагается именно на мужчин – существующее со времен апостольских и древлехристианских единогласно во всей Соборной Церкви Востока и Запада – действительно противоречит критерию Св. Писания, что не представляется возможным.

В XVI в. Лютеранская Церковь подытожила учения, согласные со Св. Писанием, дабы ясно противопоставить их важнейшим неверным и противоречащим Библии учениям той эпохи, в собрании Исповеданий христианской веры (Libri Symbolici). Вместе с тремя древними Символами Веры, в число этих исповеданий вошли Большой и Малый Катехизисы Лютера, неизменное Аугсбургское Исповедание и его Апология, Шмалькальденские Статьи веры, Формула Согласия. В 1580 г. они были собраны в Книге Согласия, которая стала обязательным выражением лютеранского вероучения (в почти всех лютеранских церквах мира).

Вероисповедные документы лютеранства не ставятся однако на один уровень с Библией, ибо – как объясняют классики лютеранской догматики – изложенным в этих трактатах статьям веры надлежит верить только и именно потому, что (лат. quia) они находятся в согласии со Св. Писанием (Johann Gerhard, Theolog. Disputat.).

  • Solo Christo – «Единственно во Христе»: Иисус Христос, который действительно объединил божественную и человеческую природы в одной Своей Ипостаси, является единственной нашей надеждой на Божью милость, а также предметом нашей веры, которая необходима для спасения. Ибо только во Христе и только через Христа мы можем быть спасены. Один Христос победил для нас смерть, и только Он один даёт жизнь с Богом тем, кто с верою к нему обращается.
  • Soli Deo Gloria! – «Одному Богу слава!» Хотя память Богородицы и других святых людей Божьих дорога всем настоящим христианам, a почитание святых полезно для воспитания и укрепления нашей веры – т.е. для благодарности Богу, как примеры благочестивой жизни, а также как свидетельства благодеяний и благодати Божьей для искренне в Него верующих (Апология Аугсб. Исп., XXI: 4–6) – однако, согласно Св. Писанию, только Богу одному надлежит восславление и поклонение, Ему одному надлежит молитва и только Его следует молитвенно призывать, через Иисуса Христа, Господа нашего. (См. Аугсбургское Исповедание, XXI; Апология Аугсб. Исп., XXI, 31).

Лютеране верят, согласно древним Экуменическим [Вселенским] Символам Веры, в Единую Святую Кафолическую (т.е. «Вселенскую», «Соборную») и Апостольскую Церковь, в евангельском понимании, и признают сабя частью этой Церкви. Мартин Лютер учил, что «тому, кто желает найти Христа, необходимо прежде найти Церковь»; «тот, кто хочет узнать что-либо о Христе, должен не доверяться в этом себе самому и не строить мостов на небо своим умом, но он должен прийти к Церкви, посещать и спрашивать об этом Церковь... Ибо вне Христианской Церкви нет правды, нет Христа, нет спасения» (М. Лютер, Проповедь на Рождество, из «Вартбургской постилли» 1521–1522 г). Лютеранские церкви сохраняют служение надлежаще-призванного (рукоположенного) священства, исповедуют Власть Ключей (исповедь и отпущение грехов), а также Таинства св. Крещения и св. Причастия, как средства Божьей благодати (Аугсб. Исп., арт. 5).

Лютеране празднуют Литургию, как наивысшую Божественную службу, включая исповедь и отпущение грехов, благословениями знаком св. креста, традиционными литургическими песнопениями (Kyrie, Gloria, Sanctus, Agnus Dei).

Таким образом, в христианстве лютеранского исповедания органически и надлежаще сочетаются как апостольское евангелическое учение – так и преемственность подлинного кафолического Предания (Традиции) Христианской Церкви.