Поиск по этому блогу

вторник, 12 января 2010 г.

Кого можно крестить?

Над этим вопросом дискутировали во все времена от начала основания Церкви. Уже во втором столетии мы находим споры по поводу детского крещения. Этот вопрос особенно интересует вновь обращенных людей. Они стоят перед проблемой: "Я был крещен в детстве, наверное мое крещение неправильно? Я хочу быть во всем послушен Господу, ведь в покаянии мое "Я" умерло. Я не хочу жить больше для себя. И меня очень тревожит, правильно ли я крещен"? Этот камень лежит на сердце у многих. Они начинают исследовать тему о крещении и исследуют ее в основном на основании Деяний Апостолов. Там они находят, что Апостолы крестили только взрослых. Нигде не сказано, что крещение преподавалось детям. И особенно впечатляюща 2-я глава Деяний, где Апостол Петр говорит: "Покайтесь, и да креститься каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, - и получите дар Святого Духа". Они находят, что в первую очередь нужно покаяние. Покаяться может только взрослый человек. Младенец, которому восемь дней, не может покаяться. На этом они останавливаются и делают заключение, что крещение должно принимать в сознательном возрасте.
Иисус Христос говорит своим ученикам: "Исследуйте Писания, ибо вы через них думаете иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне". Не только Новый Завет свидетельствует о Иисусе Христе, но и Старый Завет. В то время, когда Иисус говорил эти слова, еще не было Нового Завета. И поэтому мы не можем делать выводы о крещении только на основании книг Нового Завета. Возьмем, к примеру, историю с Филиппом и евнухом. Мы видим, что евнух читал свитки Ветхого Завета и, на основании 53 главы пророка Исаии, Филипп рассказал ему о Христе. Поэтому и мы, как христиане, ни в коем случае не имеем права отвергать Старый Завет и говорить, что мы дети Нового Завета и должны основывать свою веру только на книгах Нового Завета.
"Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков". Происходящее раньше было образами, которые указывали на то, что должно произойти с Христом в Новом Завете. Все жертвы, которые приносились в Старом Завете, указывали на жертву, которую совершит Иисус Христос. Завет обрезания имел в себе отражение Нового Завета, который Бог заключил с нами в Сыне Своем Иисусе Христе. И многие другие явления Старого Завета, были образами Нового. И эти старые образы написаны нам в наставление, чтобы мы, глядя на те образы, могли понимать, как нам нужно поступать сегодня.
Прежде всего, мы должны определиться в том, что значит само крещение. Если крещение - это наше обещание, то, естественно, оно должно совершаться только над взрослыми. Если крещение - свидетельство нашей веры, то оно тоже должно совершаться над взрослыми после того, как человек уверовал. Но если крещение - свидетельство завета Божьего, в котором Он погружает нас в Свою благодать, то здесь возраст роли не играет. Если в крещении действует человек, то оно должно совершиться над взрослыми. Если в крещении главное действующее лицо - Бог, то нет никакой разницы, маленький этот человек или большой. Бог Свою благодать излил на всех, кто является человеком.
Естественно, разный возраст требует от нас разного подхода к крещению. Крещение - это погружение в благодать Иисуса Христа, и внешний акт крещения является свидетельством благодати для грешника. Там, на Голгофском Кресте, Христос совершил акт нашего спасения. Это произошло 2000 лет тому назад, и мы должны принять это верой, чтобы крещение наполнило нашу жизнь.
Как говорилось ранее, крещение имеет свое подобие в Ноевом ковчеге. " Ной же обрел благодать пред очами Господа. Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом" (Быт. 6:8-9). Здесь нам показано состояние Ноя. Господь хотел уничтожить землю через потоп, но находит праведным одного-единственного Ноя. Он желает спасти его. "Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою". Господь говорит, что Он заключает завет с Ноем, и в ковчег может войти его жена, его сыновья и их жены. "И сказал Господь Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег; ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем". В Библии нигде не написано, что жена Ноя была праведна, что дети и жены детей были праведными. Бог из-за праведности одного благословляет все семейство, это Его сущность, Он не может по-другому. "…И творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои" (Исх.20:6). Когда Бог заключил с Авраамом завет, Он сказал: "И в семени твоем благословятся все народы". Через веру и праведность отца семейства Господь благословляет все потомство. Поэтому Бог не забрал этого благословения и у Ноя. Его жена, сыновья и их жены имели право войти в ковчег.
В Священном Писании есть еще одно очень интересное место: "Сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть еще здесь? Зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места. Ибо мы истребим сие место; потому, что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его". ( Быт. 19:12-13) В Содоме находится только один праведный Лот, но ангелы, прежде чем истребить этот город, пытаются вывести всех, кто хоть в какой-то мере принадлежит Лоту. Нигде не написано, что родственники Лота были праведными. Благословляя нас, Бог дает нам право, при выходе из "Содома" вывести и наших детей. Когда Бог выводит нас из "Содома" греха, Он нам поручает: "Кто есть у тебя еще? Сыновья ли твои, дочери ли, жена ли твоя, выведи их с собою". Если мы верой погрузились в заслуги Христа, мы обрезаны для греха, Бог вывел нас из "Содома". А что с нашими детьми? Неужели Бог говорит: "Пусть они еще побудут в Содоме. Когда они вырастут, сами определятся, где они будут"? Нет! Бог так не говорит. Он хочет, чтобы мы вывели их из "Содома". Почему? Потому что "Содом" подлежит уничтожению. Он стоит под гневом Божиим. Если наши дети станут взрослыми и захотят вернуться в "Содом", тогда они смогут это сделать по своей воле. Но сейчас ты должен их вывести.
Этот мир ожидает вечного суда Божьего. Может быть этот суд наступит уже сегодня. Можем ли мы предоставить своим детям решать данный вопрос на потом?
Жена Лота и его две дочери не были богобоязненными. Мы видим, какие последствия их ожидали. Жена Лота стала соляным столбом, а его две дочери совершили один из ужаснейших грехов над своим отцом. Но, несмотря на это, Господь дал им возможность выйти из Содома. Точно также, Господь дает нам возможность вывести из "Содома" всех своих детей, несмотря на то, как они поступят в будущем. Это чудеснейшее проявление Божьей благодати по отношению к нам. Когда Израильский народ шел через море, то они взяли своих детей с собой, хотя те ничего не понимали. Позже, мы читаем, что Бог погубил в пустыне всех кто прошел через море будучи взрослым, а их дери вошли в обетованную землю.
То же самое мы видим у Авраама. " И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет обрезан весь мужеский пол. Обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным" (Быт.17:9-13). Бог говорит, что обрезание будет свидетельством завета и все потомки должны быть обрезаны. Все, кто будет в доме, должны быть обрезаны. Бог не говорит: "Обрежь только тех, кто, будучи взрослым, согласится с этим заветом", но Он говорит: "Обрежь всех, кто будет в доме", потому что этот завет исходит от Бога, а Бог заключил завет со всем семенем Авраамовым и для этого потомкам Авраама не обязательно быть взрослыми, не обязательно подтвердить этот завет.
Я знаю, что Бог заключил Свой завет с детьми, которые у меня есть. Потому что приняв меня, Он принял и все, что принадлежит мне. И если Бог мне определил еще детей, то и с ними Бог заключил завет. Завет уже заключен, и нам остается лишь сохранять послушание Его завету. Что же касается язычников, взрослых людей, которые до сих пор не были крещены, то прежде их нужно евангелизировать, рассказать о Христе, проповедовать Евангелие, и если они уверуют, то только тогда их можно крестить.
В Ветхом Завете нет ни одного места, которое подтверждало бы нам, что взрослых язычников принуждали обрезаться или, что обрезали детей язычников, за исключением тех, которых покупали за серебро или завоевывали на войне, потому что они становились их собственностью и принадлежали к их дому. Взрослый свободный язычник мог принять обрезание только после сознательного согласия на этот акт. То же происходит в крещении. Взрослый некрещеный человек должен прежде сознательно поверить, что Христос умер за его грехи на Голгофе, а после этого его можно крестить. Из язычников Бог никого не заставляет обрезаться, а только из народа израильского, потому что для них это было повелением завета. Если мы дети Божии, то мы не можем иначе, как жить и поступать согласно Его завету. У Израиля не возникало вопроса: "Почему я на восьмой день обрезаю ребенка? Может он захочет быть свободным? Он вырастит и сможет сам выбрать, может я этим лишаю ребенка право выбора". Так многие рассуждают сегодня. Но я, наоборот, не лишаю ребенка права выбора. Мой ребенок стоит под этим заветом, поэтому я и совершаю над ним обряд крещения.
Если это ребенок моего дома, то я имею полное право крестить его. Более того, я обязан крестить его, потому что он находится в завете. Не преподавание крещение ребенку родителями, которые крещены, является нарушением завета. Об этом повествует нам история с Моисеем. "Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его. Тогда Сепфора, взявши каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего, и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня. И отошел от него Господь. Тогда сказала она: жених крови - по обрезанию" (Исх.4:24-26). В этом отрывке мы видим, что после того, как Господь призывает Моисея вывести Израиля из Египта, на пути в Египет, Он хочет умертвить Моисея. Здесь Господь обращается к Моисею: как хочешь ты, Моисей, вывести народ завета Моего из Египетского рабства, если твой сын не имеет свидетельства завета? Ты не можешь вывести народ мой, пренебрегая Моим заветом. (Бытие 17,14) Через это Бог научает сначала Моисея быть послушным Его завету, и только потом Моисей сможет вывести народ. Прежде, чем Моисей мог сделать это великое дело, стать предводителем всего народа и вывести его из Египта, он должен был знать, что необходимо послушание завету Божьему. Сегодня многие хотят быть пасторами и вести общину, но ты как пастор или проповедник, в первую очередь должен знать, что прежде, чем сможешь действительно вести общину, ты должен научиться быть послушным завету Бога. Поэтому, совершив обрезание над сыном, Сепфора бросила крайнюю плоть к ногам Моисея. Моисей сам не мог обрезать своего сына, так как в этот момент Господь хотел умертвить его. После того, как Сепфора обрезала сына, Господь отступил от Моисея. Эта история открывает нам, что Господь не только разрешает крестить детей, но и заставляет нас совершать это. Он хочет, чтобы через это Его завет не оставался в пренебрежении.
Ответственность завета возложена на состоящих в завете родителей (Быт.17:10). Все те, кто веруют в спасительное действие Божие, несут ответственность за завет Божий. Мы несем ответственность перед Богом за наших детей. В 1Кор. 7:14 Апостол Павел еще раз описывает нам состояние семьи. "Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим; иначе дети ваши бы были не чисты, а теперь святы". Дети верующих родителей святы. А раз дети святы, то имеют полное право на крещение.
Почему? Потому что Бог освящает их.
В истории с темничным стражем мы также встречаемся с подобной ситуацией. "И выведши их вон, сказал: государи мои! Что мне делать, чтобы спастись? Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой" (Деян.16:30-31). Здесь Павел говорит темничному стражу: "веруй ты и, таким образом, спасешься ты и весь дом твой". Почему Апостол Павел так уверенно мог сказать это? Потому что через одного члена семьи благодать распространяется на всю семью. Бог через одного возвещает всем членам семьи о чудесном спасении в Сыне Его Иисусе Христе. Павел был уверен, что если темничный страж уверует, то через это весь его дом будет иметь возможность спастись, потому что действие завета не ограничивается одним человеком. Бог обязательно благословит всю его семью.
Итак, если человек взрослый, то его можно крестить после того, как он уверует, потому что он прекрасно может осознать, хочет он спасения или нет. Но, если речь идет о детях, то они не могут сказать ни "Да", ни "Нет". В этом случае, ответственность за детей возложена на родителей. Если мы крестим своих детей, то мы погружаем их или передаем их благодати Божией. Теперь мы ответственны перед Богом в том, чтобы научить и воспитать детей в вере. " Только берегись, и тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои, и чтобы они не выходили из сердца твоего во все дни жизни твоей; И поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих. О том дне, когда ты стоял пред Господом, Богом твоим, при Хориве, и когда сказал Господь мне: собери ко Мне народ, и Я возвещу им слова Мои, из которого они научатся бояться Меня во все дни жизни своей на земле и научат сыновей своих. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям своим и говори об них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая. И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих" (Втор.4:9-10; 6:6-9). Здесь Господь дает повеление Израилю, чтобы родители научали детей своих. Также в Псалме 77:5-7, пророк Асаф говорит: Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их, чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтоб они в свое время возвещали своим детям. Возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его, и не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим.
Мы должны так научить сынов наших, чтобы они могли возлагать надежду свою на Бога. Господь ждет от нас, чтобы мы возвещали детям нашим благодатный путь спасения, а Дух Святой будет совершать в их сердцах свою работу, чтобы они могли уверовать.
То же мы видим у Лидии. Написано, что Бог открыл сердце Лидии, и сразу после того она приняла крещение; дальше благодать Божия начала творить свое чудесное дело в жизни этой женщины. Но не только одна Лидия крестилась, крестился весь дом ее, все слуги ее, может быть дети, если они у Лидии были. Писание ничего не говорит о том, что там кто-то уверовал. Лидия была набожная женщина, торговавшая багряницей. Она приехала из другого города, приехала со своей прислугой. У нее в этом городе был свой дом. Она ходила вместе с евреями на берег реки, потому что в том городе не было синагоги. По обыкновению евреи собирались на берегу реки. Поэтому-то апостол Павел знал, где ему искать евреев. Лидия не была еврейкой, она была язычницей, но вместе с евреями проводила время в общении со Словом Божиим. Павел находит их, проповедует им о Христе, а Бог открывает сердце Лидии: она уверовала во Христа и приняла крещение. Написано: "Крестилась она и домашние ее" (Деян.16:15). Домашние ее - это вся прислуга. В этом месте Писание ничего не говорит о вере всех ее домашних. Многие делают из этого свои выводы и говорят: "Естественно, Павел никого бы не крестил, если бы они не уверовали. Лидия пришла домой, рассказала о Христе, и все уверовали". Если ты сегодня примешь Христа и придя домой, расскажешь о твоем покаянии, разве все домашние уверуют сразу? Когда Евангелист Вильгельм Бальс рассказал домашним о своем покаянии, то отец два с половиной года не разговаривал с ним. Такое встречается часто. А Павел крестил весь дом. На основании чего он крестил? На основании веры Лидии! Когда мы смотрим на чудное действие благословения Божия, которые мы рассматривали в Аврааме, в Ное, и в Лоте, то мы видим, что сущность Божья - благословлять весь дом.
У первых Христиан было много людей, которые приняли крещение будучи взрослыми. Но в последствии они поступали как враги Креста Христова. Иоанн должен был сказать, что они не были наши. Почему? Потому что один человек принимая крещение, дает благодати Божьей совершать в нем действие возрождения, а другой, принимая крещение, игнорирует эту благодать. В таких случаях благодать не может больше в них действовать. Если мы, считая себя верующими, начнем игнорировать благодать Божию, то мы станем ни кем другим, как врагами Креста Христова.
У первых христиан было много тех, кто крестился в детстве и в последствии много совершил для Господа, приводя к спасению и вере других. Мартин Лютер также был крещен младенцем, и Бог использовал его как свой избранный сосуд для совершения реформации. Хотя Мартин Лютер был крещен в католической церкви, которая в то время переживала кризис духовного упадка, он не считал необходимым перекреститься, так как знал, что через покаяние он вернулся к той благодати Божией, которая была предложена ему в крещении. Благодать Божия неизменна. Поэтому мы категорически отвергаем второе крещение. Перекрещение невозможно. Если мы были действительно крещены, тогда Бог распростер Свою благодать над нами, а благодать неизменна. Благодать никогда не разрушится, ее никто не в состоянии уничтожить. Благодать имеет свою силу не зависимо от того, были ли мы крещены в детстве или взрослыми. Даже если мы ушли от Бога, завет все ровно имеет свою силу. Господь не может изменить свой завет. Человек не может разрушить благодать Божию. Грех этого тоже не может. Единственное, что может человек сделать, это сказать "Нет" благодати Божией. Эту возможность Бог дал человеку.
Бывают случаи, когда крещенный взрослый человек, оставляя Господа, уходит в мир. Бывает так, что через 20 лет этот человек опять возвращается в церковь. Почему же его не перекрещивают? Потому что, это не нужно, ибо то крещение, которое было совершено двадцать лет назад, имеет свою силу. Вопрос: почему же крещение младенца, является недействительным, а крещение взрослого, не жившего по вере, действительным? На этот вопрос до сих пор никто не может дать ответа. И этот ответ заключается в том, что крещение это проявление Божией благодати над нами; а благодать Божия неизменна.
Далее, если логически размышлять на эту тему, то можно прийти к очень интересному заключению. Возьмем взрослого человека и ребенка, и противопоставим их друг другу. В чьей жизни больше греха? Вы скажете, что, конечно же, в жизни взрослого. Теперь посмотрим далее: мы крестим обоих в одно время. Кто из них согрешит первым? Естественно взрослый. Из этого выходит, что мы крестим взрослого, потому что он может обещать служить Богу, хотя знаем, что он не в состоянии сдержать своего обещания. Но мы запрещаем крестить детей, потому что они не могут уверовать и принять дар спасения, чтобы что-то таким образом пообещать, даже если после крещения остаются более чистыми, чем взрослые. Выходит, мы крестим на основании того, что человек может сделать. Не является ли это опасным учением?
Мы видим из истории израильского народа, что тогда, когда Израиль не мог ничего сделать, Бог открыл дверь. Как дети, так и взрослые должны принять крещение, потому что они ничего не могут. Поэтому Иисус сказал: "Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие" (Мар.10:14). Заметьте, Иисус сказал, что "таковых", то есть таким, принадлежит Царствие Божие. Иисус прижимает их к своей груди, возлагает на них руки и благословляет их. Иисус не отвергает детей и не лишает их Царств Божьего. Да, они не могут ничего сказать, ничего пообещать, ничего сделать. Мы входим в Царствие Божие, только тогда когда признаем, что сами мы "без Христа" ничего не можем сделать для своего спасения. Вот почему важно понять, что Бог ничего от нас не требует. Вот почему, как взрослые, так и дети имеют одинаковое обетование. Потому что каждый человек, каждый день зависит от благодати Божией. Мы не знаем, когда ребенок сможет по настоящему верить, но крещение свидетельствует ему, что и за него умер Христос, что и он имеет право на спасение. Точно такое же свидетельство имеет и взрослый.
Самое важное, что мы должны знать; крещение - это погружение не в деноминацию, а в Иисуса Христа. Некоторые спрашивают, в какой деноминации ты крещен? У них понятие, что крещение это крещение в деноминацию. Но нет! Принимая крещение, мы крестимся в тело Иисуса Христа. Через крещение в Иисуса Христа, Бог причисляет нас к Его Церкви, которая не разделена на деноминации. Петр говорит: "Истинно познаю, что Бог не лицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему" (Деян.10:34-35). Во всяком народе, во всякой деноминации, боящийся Его и поступающий по правде, приятен Ему.
Мы живем в такое время, когда Церковь разделилась на множество деноминаций и поэтому иногда тяжело узнать истину, потому что они между собой спорят, доказывают, отвергают друг друга и т.п. Слово Божие призывает нас, чтобы мы взирали на Иисуса Христа, на Начальника и Совершителя нашей веры. Исходя из этого, присоединитесь к деноминации, которая проповедует полное погружение в благодать Иисуса Христа. Слова Апостола Павла сохранили свою силу до нашего времени: "Один Господь, одна вера, одно крещение" (Ефес.4:5). Одного крещения вполне достаточно для всей нашей жизни, независимо от того были ли мы крещены в детском или взрослом возрасте.

(из книги "Крещение", д-р В. Грефенштейн, 2002г.)