Поиск по этому блогу

воскресенье, 24 октября 2010 г.

Мартин Лютер о том, что не следует называть служителей Евангелия "священниками"

На сем мы стоим: нет другого Слова Божьего помимо того, проповедь которого вверена всем христианам. Нет другого Крещения помимо того единственного, которое может совершать каждый христианин. Нет другого воспоминания Вечери Господней помимо того, в котором может участвовать любой христианин, и которое установлено Христом. Нет никакого другого греха помимо того, который любой христианин может связывать и разрешать. Нет другой жертвы помимо тела каждого христианина. Никто кроме христиан не может молиться. Никто кроме христиан не может рассуждать об учении. Именно в этом состоит священническое и царственное служение. И потому пусть паписты либо докажут, что существуют другие функции священства, либо пусть откажутся от своего священства. В противном случае никакие обряды, основанные на человеческих предрассудках, ни выбривание тонзуры, ни помазание маслом, ни облачение в ризы не убедят нас - даже будь они даны ангелами небесными. И уж тем более нас не тронут апелляции к древности традиции, к мнению большинства или признанным авторитетам.

Из всего сказанного, как мне кажется, следует, что мы не можем и не должны называть священниками тех, кому вверено служение Слова и Таинства в народе. Ранее их называли священниками либо в силу языческого обычая, либо в силу рудиментарной традиции, унаследованной от еврейского народа. Вследствие этого Церкви был нанесен огромный вред. Согласно Писаниям Нового Завета, лучше именовать их пасторами, служителями, диаконами, епископами, пресвитерами (последний титул часто использовался и применительно к давним членам общины). Ибо Павел пишет в 1 Кор. 4:1 так: "Каждый должен разуметь нас как служителей Христовых и домостроителей тайн Божьих". Он не говорит: "Как священников Христовых", - потому что знает, что титул и служение священника принадлежат всем. Тот факт, что Павел часто употребляет слова "управитель", "служение", "домостроительство", "слуга", "служитель", "служитель Евангелия" и т. п., подчеркивает, что он хочет сделать акцент не на сословии, не на сане, не на власти и не на достоинстве, но на одном лишь служении и его функциях. Власть и достоинство священства принадлежит общине верующих.

При таком понимании служения так называемое "неизгладимое достоинство" исчезает, и становится очевидным, что идея пожизненного, бессрочного служения - фикция. Служитель может быть отстранен, если он окажется неверным. С другой стороны, ему следует позволить оставаться в служении так долго, покуда он способен это делать и имеет добрую репутацию у Церкви в целом, - подобно тому, как в светских делах к любому администратору относятся как к равному среди его братьев. Более того, духовного служителя следует отстранять от служения с еще большей решительностью, чем любого светского администратора, ибо если он неверен, то еще более несносен, чем светский чиновник. Последний может причинить вред лишь  в земных вещах, тогда как первый может лишить человека вечного имения. И потому остальные братья имеют право отлучить такого служителя и поставить на его место другого.

— Мартин Лютер. О служении