Поиск по этому блогу

пятница, 18 января 2008 г.

Мухаммед: предполагаемые чудеса (часть 2)


Чудеса в предании Хадис.

Большая часть заявлений о совершенных Мухаммедом чудесах встречается отнюдь не в Коране, единственной книге ислама, для которой провозглашается ее богодухновенность. Подавляющее большинство предполагаемых чудес описывается в своде исламского предания Хадис, где, как считают мусульмане, содержится много подлинных преданий. Здесь приведены сотни историй о чудесах.

Аль Бухари (Bukhari) рассказывает, как Мухаммед вылечил сломанную ногу у своего соратника Абдуллы Ибна Атига (Atig), пострадавшего при попытке убить одного из врагов Мухаммеда.

Несколько источников передают историю о том, как Мухаммед чудесным образом напоил водой 10 000 своих воинов в битве при аль-Худайбии. Якобы он окунул руку в пустой сосуд из-под воды, и вода потекла из его пальцев. Существуют многочисленные рассказы о чудесном сотворении воды. В одном из них вода превращается в молоко.

Есть несколько сюжетов о деревьях, разговаривающих с Мухаммедом, приветствующих его или отходящих с его пути. Однажды, когда Мухаммед никак не мог найти укромный уголок, чтобы справить надобность, два дерева, как рассказывают, сошлись, чтобы укрыть его, а по окончании процесса вернулись на свои места. Бухари утверждает, что дерево, к которому как-то прислонился Мухаммед, потом по нему скучало. Во многих рассказах повествуется о волках и даже горах, приветствующих Мухаммеда.

В нескольких историях говорится, что Мухаммед чудесным образом накормил большое количество народу крохами еды. Анас (Anas) рассказывает, что Мухаммед накормил не то восемьдесят, не то девяносто человек несколькими ячменными лепешками. Ибн Сад (Sa'd) приводит рассказ о женщине, пригласившей Мухаммеда разделить ее трапезу. Он привел с собой тысячу человек и приумножил ее скромную трапезу, чтобы хватило всем.

В Хадис часто встречаются сюжеты на тему о том, как Мухаммед чудесным образом боролся со своими врагами. Однажды Мухаммед проклял такого своего противника, и у того лошадь по самое брюхо увязла в совершенно твердой почве. Сад утверждает, что Мухаммед превратил ветку дерева в стальную саблю.

Аутентичность подобных рассказов сомнительна по многим причинам.

Они противоречат Корану.

Для мусульман богодухновенной книгой является только Коран. Однако ни о каких чудесах Мухаммеда в Коране не сказано. Фактически, они бы в общем и целом противоречили всему образу Мухаммеда в Коране, где он неоднократно отказывается совершать именно такого рода дела для переубеждения неверующих, провоцирующих его (см. Коран, суры 3:177-181/181-184; 4:152/153; 6:8-9/8-9).

Они апокрифичны.

Эти предполагаемые чудеса из исламской традиции следует тем же самым сюжетным схемам, что и апокрифические рассказы о Христе, написанные через сто-двести лет после Его смерти. Это имеющие легендарную окраску домыслы людей, живших спустя много лет после реальных событий, а отнюдь не свидетельство современников и очевидцев.

Большинство тех, кто собирал эти рассказы о чудесах, жили на сто или двести лет позже. Они опирались на предания, в течение многих поколений передававшиеся изустно и в обилии обраставшие домыслами. Даже те рассказы, которые мусульмане считают аутентичными – благодаря подтверждению через isnad (зафиксированная цепочка рассказчиков) – не слишком правдоподобны. Залогом истинности таких историй выступают не свидетельства очевидцев, а многие поколения рассказчиков. Джозеф Горовиц (Horowitz) ставит под сомнение достоверность isnad:

„На вопрос о том, кто впервые пустил эти истории в обращение, было бы очень легко ответить, если бы мы могли по-прежнему рассматривать isnad, цепочку свидетелей, с той несомненной уверенностью, на которую она, по всей видимости, и была рассчитана в своем восприятии. Особенно велик такой соблазн, когда один и тот же рассказ появляется в разных, но по существу совпадающих вариантах (...) В общем случае методология isnad не оставляет нам возможности решать, когда имеет место изустная передача, а когда – воспроизведение текстов из книг учителей (Horowitz, 49-58).“

По их поводу нет согласия.

У мусульман нет общепринятого перечня аутентичных рассказов о чудесах в предании Хадис. Действительно, подавляющее большинство сюжетов из предания Хадис большая часть исламистов подлинными не признает. Различные школы признают различные перечни. Это порождает большие сомнения в аутентичности текстов.

Бухари, считающийся наиболее авторитетным собирателем традиции, признается, что из 300 000 собранных им хадисов (историй) только 100 000 могут быть истинными. Но и это число он потом сокращает до 7275. Таким образом, даже по его собственному мнению, свыше 290 000 хадисов сомнительны.

Отсутствует общепринятый канон.

Ни один из канонов предания Хадис не признан всеми мусульманами. Большинство мусульман оценивают их достоверность в нисходящем порядке так: сначала Sahih Аль Бухари (ум. 256 г. п. Х. („после Хиджры“, бегства Мухаммеда в 622 г. по Р. Х.)), Sahih Муслима (Muslim; ум. 261 г. п. Х.), Sunan Абу Дуада (Du'ad; ум. 275 г. п. Х.), Jami Аль Тирмиди (Al-Tirmidhi; ум. 279 г. п. Х.), Suand Аль Насы (Al Nasa; ум. 303 г. п. Х.) и Sunan Ибна Мадджи (Ibn Madja; ум. 283 г. п. Х.). Помимо этих собраний хадисов, истории о чудесах рассказывают биографы Мухаммеда. Главные из них – Ибн Сад (ум. 123 г. п. Х.), Ибн Исхак (Ishaq; ум. 151 г. п. Х.) и Ибн Ишам (Hisham; ум. 218 г. п. Х.). Вышеперечисленные материалы отвергаются шиитами, которые, однако, вместе с остальными мусульманами признают Коран.

Их происхождение сомнительно.

Происхождение исламских притязаний на чудеса сомнительно. Хорошо известно, что мусульмане заимствовали значительную часть своих верований и обрядности в других религиях (Dashti, 55). Нередко это даже задокументировано. Не приходится поэтому удивляться, что мусульмане заговорили о своих чудесах тогда, когда христианские апологеты стали доказывать превосходство Иисуса над Мухаммедом, указывая на сотворенные Иисусом чудеса. Мусульманские рассказы о чудесах начали появляться после того, как два христианских епископа, Абу Курра (Qurra) из Эдессы и Арета из Кесарии, указали на отсутствие у Мухаммеда подлинных чудес. Как отмечает Саас (Sahas), „Следствия (из выдвинутого епископами аргумента) совершенно ясны: учение Мухаммеда вполне может иметь свои достоинства; однако этого не достаточно, чтобы зачислить его в пророки – пока нет сверхъестественных знамений. Если бы можно было сослаться на такие знамения, тогда, возможно, его и признали бы пророком“ (Sahas, 312). Итак, если мусульмане сумеют выдумать чудеса, они смогут дать ответ на вызов со стороны христиан.

Саас отмечает, что несколько мусульманских сюжетов о чудесах имеют поразительное сходство с чудесами Иисуса, описанными в Евангелии (ibid., 314). Например, Мухаммед вознесся на небеса, превратил воду в молоко и чудесным образом накормил множество народу.

Незначимость для апологетики. Они не удовлетворяют исламским критериям.

Ни один из рассказов о чудесах не соответствует девяти требованиям, которые мусульмане предъявляют к чуду, способному подтверждать слова пророка (mudjiza). Таким образом, согласно собственным критериям мусульман, ни одна из этих историй не может доказывать истинность ислама.

Они не взяты из Корана (который провозглашается богодухновенным), поэтому, по исламским критериям, лишены божественной авторитетности. Отсутствие этих событий в Коране, где от Мухаммеда постоянно требуют подтвердить свои заявления чудесами, представляет собой сильный довод против их аутентичности. Безусловно, если бы Мухаммед мог заставить своих противников умолкнуть, предъявив сверхъестественные подтверждения своих притязаний, он так бы и поступил.

Мухаммед признает тот факт, что о пророках, бывших прежде него, Бог свидетельствовал чудесами. Он упоминает божественное подтверждение пророческого призвания Моисея (ср. Коран, суры 7:103-105, 113-116/106-108,116-119; 23:47/45). В Коране также говорится о проявлениях Божией власти творить чудеса, данной другим пророкам (ср. Коран, суры 4:66-68/63-65; 6:84-86/84-86).

Мухаммед признает и тот факт, что Иисус для подтверждения божественного происхождения Своей проповеди творил чудеса, такие как исцеление Им страждущих и воскрешение мертвых (ср. Коран, сура 5:113). Но коль скоро Иисус мог вызывать чудесные, сверхъестественные явления в природе, удостоверяющие Его божественную миссию, а Мухаммед отказывался сделать то же самое, превосходство Мухаммеда, как пророка, над Иисусом сомнительно.

Ответ Мухаммеда на все предложения сотворить чудо (ср. Коран, суры 6:8-9/8-9; 17:92-94/90-92) весьма показателен: „разве я только не человек – посланник?“ (сура 17:95/93 {подразумевается: „разве мало того, что я, хоть и человек, но все-таки посланник Бога?“ }. Нельзя и представить себе, чтобы Моисей, Илия или Иисус дали такой ответ. Мухаммед признавал, что Моисей в ответ на сомнения фараона творил чудеса (ср. Коран, сура 7:103-105, 115/106-108, 118). Прекрасно зная, что именно таким способом Бог обычно свидетельствует о Своих посланниках, Мухаммед все-таки отказывается творить соответствующие чудеса.

Мусульмане не дают удовлетворительного объяснения неспособности Мухаммеда творить чудеса. Самый известный их ответ сводится к тому, что „это один из установившихся путей промысла Божиего – дать Своему пророку власть творить такого рода чудеса, которые соответствуют духу времени, чтобы мир мог увидеть, что это выше человеческих возможностей, и что в этих чудесах проявляет себя сила Божия“. Так, „во времена Моисея наивысшего расцвета достигло искусство волхвования. Поэтому Моисей получил власть творить такие чудеса, что волхвы были сражены наповал и при виде этих чудес признали превосходство и пророческое призвание Моисея“. Сходным образом, „во времена пророка ислама было сильно развито искусство красноречия. Поэтому Пророку ислама дана была власть сотворить такое чудо, как Коран с его красноречием, от которого стихают голоса величайших поэтов того времени“ (Gudel, 38-39).

Однако нет никаких свидетельств того, что такое „один из установившихся путей промысла Божиего“. Напротив, даже в самом Коране признается, что Бог неоднократно порождал сверхъестественные явления в природе через Моисея и других Своих пророков, в том числе Иисуса, и это установившийся путь промысла Божиего – свидетельствовать о Своих пророках чудесными знамениями. Кроме того, в красноречии вообще нет ничего сверхъестественного.

Из книги Нормана Л. Гайслера "Энциклопедия христианской апологетики"; "Библия для всех", Санкт-Петербург 2005