Все четыре Евангелия содержат информацию о том, как Иисус относился к Ж., и о вовлечении Ж. в жизнь и служение Иисуса. Иисус признавал и отстаивал достоинство таких женщин, которые в обществе были отверженными или презираемыми, Он учил их и принимал в число своих учеников*. Ж. также участвовали в провозглашении Евангелия. Известны имена многих Ж., примкнувших к Иисусу. Наибольший интерес к отношению Иисуса к Ж. и вовлечению их в Его жизнь и служение проявляет Лука. Общение Иисуса с Ж. и их участие в Его служении следует рассматривать на фоне социальных и культурных особенностей I в. н.э. Сведения Евангелий об этом общении стали поводом для дискуссий о роли Ж. - в служении, руководстве и их полномочиях в Церкви*.
1. Женщины в социально-культурном контексте I в. н.э.
2. Достоинство и ценность женщины.
3. Женщины-ученицы.
4. Женщины-проповедники.
5. Женщины, названные по имени.
6. Женщины в каждом из Евангелий.
7. Выводы.
1. Женщины в социально-культурном контексте I в. н.э.
Можно сказать, что Иисус жил при социально-культурном укладе (греко-римском при иудейском контексте), где мужской взгляд на Ж. был скорее негативным и роль Ж. сводилась, как правило, к домашним обязанностям жены и матери. Писатели-мужчины возлагали на Ж. вину за большинство грехов, если не за все, в особенности за сексуальную распущенность. С другой стороны, и литературные, и нелитературные источники предоставляют достаточно данных о позитивной роли Ж.
Сохранившиеся литературные сочинения древнего иудаизма*, отражающие взгляды мужчин и притом определенного класса, достаточно последовательны в своем негативном отношении к Ж. (см. Свидлер 1976). К примеру, Иосиф Флавий*, иудейский историк I в. н.э., утверждает, что Закон* считает Ж. во всех отношениях ниже мужчин, и потому они должны занимать подчиненное положение (Против Аниона 2.25 § 201). Филон, иудейский философ и комментатор Библии, живший в I в. н.э. в Александрии, во всех своих произведениях называет Ж. как образец слабости (напр., Ор. Мund 151-152; Quаеst. in Gen.1.33). Филон утверждает, что Ж. следует сидеть дома и предпочитать уединенную жизнь (Sрес. Leg. 3.169-177; Flасс. 89); Сирах, прото-фарисейское произведение примерно 180 до н.э., представляет лишь два типа Ж.: добрые жены или источник всяческих проблем. Здесь даже говорится, что «лучше злой мужчина, нежели ласковая женщина, - женщина, которая стыдит до поношения» (Сир 42:14). Согласно раввинистической Тосефте, которая, вполне вероятно, в данном случае отражает традицию, восходящую к I в. н.э., иудей должен был молиться трижды в день, в том числе принося благодарность Богу* за то, что Он не сотворил его Ж. (Т. Берахот 7.18).
Эти тексты в достаточной мере отражают социальные условия и показывают социальные ожидания от поведения и взаимных отношений мужчин и Ж.
На этот негативный образ, созданный иудаизмом, существенное влияние оказали греческая и греко-римская убежденность в мужском превосходстве и женоненавистничество, однако некоторые исследователи (напр., Майерс) полагают, что положение Ж. в Израиле ухудшилось с ростом бюрократической монархии, т. е прежде, чем страна подверглась греческому влиянию.
И все же, несмотря на отсутствие литературных памятников, авторами которых были бы Ж., сохраняется достаточно указаний на позитивную (хотя и ограниченную) роль Ж. в иудейском обществе. Особенно важно сообщение, что некоторые из них играли роль руководителя или старосты синагоги* в период древнего иудаизма (см. Кремер). О важности роли Ж. в религии свидетельствует также изображение трех дочерей Иова, говорящих языками ангельскими* (Зав Иов), и в преданиях о Берурии, раввине II в. н.э. (см. Свидлер 1976). В качестве сильных политических вождей-Ж. предстает Юдифь в эллинистическо-иудаистском предании, а также Саломея Александра - иудейская царица (правящая приблизительно в 76-67 до н.э.). Имеется достаточно данных из нелитературных источников, подтверждающих, что иудейские Ж., несмотря на ориентацию культуры на мужчин и мужское господство в обществе, нередко сами принимали решение, затрагивающее их жизнь и деятельность (см. Кремер). Итак, иудаизм отводил Ж. также и позитивную роль, особенно в древнем иудейском обществе.
Для христиан важно не противопоставлять христианское представление об Иисусе иудаистским и иудейским понятиям, не изображать Иисуса освободителем Ж. и тем самым проявлять, можно сказать, антииудаизм. Христиане едва ли смогут отрицать, что история Церкви, как и любого другого общественного явления, на протяжении многих веков полна примеров пренебрежительного отношения к Ж.
Отношение Иисуса (мужчины-иудея, живущего в патриархальном обществе, где господствуют мужчины) к Ж., уважение к ним как к достойным личностям, принятие их в число учеников и провозвестников Его жизни и учения, имело в контексте I столетия огромное значение для Ж., их места и участия в служении в ранней Церкви, и оно поныне сохраняет свое значение и для еврейского, и для христианских народов.
2. Достоинство и ценность женщины
Согласно Евангелиям, Иисус безусловно признавал достоинство и ценность Ж., поэтому Он исцелял многих Ж., принимал и прощал Ж., отвергнутых обществом и нечистых с религиозной точки зрения (см. Чистое и нечистое), бросал вызов привычному взгляду на превосходство мужчин.
2.1. Женщины, исцеленные Иисусом.
Иисус исцелил многих Ж., которые не названы по имени: тещу Петра (Мф 8:14-15; Мк 1:29-31; Лк 4:38-39); дочь Иаира и женщину, в течение 12 лет страдавшую кровотечениями (Мф 9:18-26; Мк 5:21-43; Лк 8:40-56); а также скорченную в течение 18 лет (Лк 13:11-17) - Иисус называет ее «дочерью Авраама», вероятно, с целью подчеркнуть ее высокий социальный статус (см. ниже, 3.1. обсуждение Лк 8:1-3). В большинстве эпизодов Иисус либо сам прикасается к Ж., либо они прикасаются к Нему. Это особенно важно в случае Ж., страдавшей кровотечением, поскольку по Закону она считалась ритуально нечистой (Лев 18).
2.2. Иисус утверждает отсутствие ущербности женщин.
Согласно двум евангельским рассказам, Иисус принял и простил двух Ж., уличенных в прелюбодеянии. В Лк 7:36-50 «грешница» мажет миром (см. Помазание) и целует ноги Иисуса в доме фарисея*. Иисус одобряет ее поступки как выражение любви* и говорит: «Вера твоя спасла тебя, иди с миром» (7:50). Эпизод с Ж., уличенной в прелюбодеянии (Ин 7:53-8:11), хотя и отсутствует в древнейших греческих рукописях НЗ, большинством исследователей считается подлинным преданием, связанным с Иисусом. Иисус говорит: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин 8:11). Иисус поступает так в присутствии недовольных Им мужчин, которые из двоих виновных в блуде привели на суд только одного - Ж.
В этой связи нужно также упомянуть встречу Иисуса с самарянкой (см. ниже, 4.2), которая, по-видимому, живет во внебрачной связи. Ученики-мужчины возмущены тем, что Иисус говорит с Ж., но не осмеливаются спросить Его, почему Он это делает (Ин 4:27), - скорее всего, у них имеются на этот счет некоторые подозрения.
В одном высказывании Иисуса вообще утверждается, что «мытари и блудницы (hai pornai часто переводится как «блудницы»*) вперед вас (религиозных вождей) идут в Царство Божие» (Мф 21:31; см. Царство Божье). Иисус напоминает, что эти люди уже откликнулись на проповедь Иоанна Крестителя (Мф 21:32; см. Иоанн Креститель).
В одной из заповедей Иисуса в Нагорной проповеди (Мф 5:27-30; см. Нагорная проповедь) относительно прелюбодеяния обвинение в похоти возлагается на мужчин, что кажется довольно необычным для средиземноморской культуры древности.
Из сообщения Матфея о споре Иисуса с фарисеями по поводу развода* (Мф 19:3-9) следует, что мужчины выработали удобную для себя позицию, позволявшую им разводиться с женой практически по любому поводу («по всякой причине», см. Мф 19:3; см. также Древности 4.8.23 § 253; Vita 76 § 426; М. Гита 9:10). Иисус в ответ указывает, что предписания Втор 24:1-4 вторичны по сравнению с Быт 2:24 (Мф 19:5-6), где концепция «единой плоти» предполагает половое равенство мужчины и Ж.
2.3. Положительный образ женщин в учении Иисуса.
Иисус часто называет Ж. в качестве образца для подражания, поскольку они принимают Бога с верой*. Тем самым для Ж. становится возможной роль учениц и провозвестниц (см. ниже, 3 и 4).
Ж., иногда в сопоставлении с мужчинами, появляются в притчах, говорящих о поведении и судьбе уверовавших и неуверовавших в момент наступления грядущего Царства (Мф 24:41; Лк 17:35; Мф 25:1-13). Ж., готовящая тесто, становится центральной фигурой в притче* о Царстве Божьем (Мф 13:33; Лк 13:20-21).
Еще важнее те случаи, когда Ж. оказываются самим воплощением веры: вдова из Сарепты (Лк 4:26; см. 3 Цар 17-18), сирофиникиянка (или хананеянка, Мф 15:21-28; Мк 7:24-30), настаивающая на своем праве вдова (Лк 18:1-8). Вера является основной характеристикой и тех Ж., о которых шла речь выше (2.1 и 2.2): грешницы, умащавшей ноги Иисуса (Лк 7:50), кровоточивой (Мф 9:22; Мк 5:34; Лк 8:48). Рассказ о «лепте вдовицы» (Мк 12:41-44; Лк 21:1-4) изображает Ж., полностью отвечающую требованиям Иисуса к ученикам, что особенно отчетливо в изложении Луки.
Притча о потерянной драхме (Лк 15:8-10) показывает, как Ж., найдя утраченное, радуется вместе со своими друзьями, т. е. ей отводится та же роль, что и пастырю и отцу в Лк 15. В этих трех притчах подразумевается Бог, радостно принимающий кающегося (см. Покаяние) грешника (см. также Мф 23:37; Лк 13:34, где Иисус сравнивает свою заботу о Иерусалиме с птицей, укрывающей своих птенцов).
3. Женщины-ученицы
Евангелия свидетельствуют, что в числе учеников и последователей Иисуса были Ж.; они получали от Него наставление, и Иисус полагал, что они способны с послушанием и пониманием принять слово Божье.
3.1. Женщины, следовавшие за Иисусом.
Все четыре Евангелия подтверждают, что в Галилее и в Иерусалим за Иисусом следовала группа Ж., и они, преисполненные верой, были при распятии (см. Смерть Иисуса), погребении* и Воскресении* Иисуса (Мф 27:55-56; 27:61-28:1; Мк 15:40-41; 15:47-16:1; Лк 23:49; 23:55-24:1; Ин 19:25-27; 20:1).
Это «следование» за Иисусом обозначается глаголом akoloutheo и его производными. Данное слово встречается в Евангелиях более 75 раз и, как правило, означает следование за Иисусом в смысле ученичества. Лексический материал, таким образом, подтверждает, что Ж. были ученицами Иисуса, хотя некоторые исследователи считают, что когда это слово употреблено по отношению к Ж., оно не подразумевает ученичества.
Лука упоминает учениц в эпизоде странствия по Галилее (8:1-3), отмечая, что Ж. следовали за Иисусом и Двенадцатью и на свои средства покупали им пищу, что, вероятно, предполагает их принадлежность к высшим слоям общества и достаточное благосостояние. Скорее всего, эти Ж. сделались ученицами Иисуса после того, как Он их исцелил. Лука называет по имени троих - Марию Магдалину, Иоанну и Сусанну, добавляя, что было еще много других.
В связи с событиями в Иерусалиме вновь упоминается Мария Магдалина и появляются имена Марии, матери Иакова (младшего) и Иосия (Иосифа), Саломии и Марии, жены Клеопы (Ин 19:25), которая может быть тем же лицом, что и Мария, мать Иакова и Иосифа. Упоминаются также мать Иисуса (Ин 2:5 и 19:26-27 говорят, что и она была Его ученицей), ее сестра и мать сынов Зеведеевых (которой может быть Саломия).
Лука, единственный, кто в Евангелии упоминает этих Ж. и в галилейских, и в иерусалимских эпизодах, говорит в Деян 1:14, что некоторые Ж. (вероятно, те, которых он упоминал в Лк 8:1-3 и в повествовании о Страстях) присутствовали в горнице в Иерусалиме вместе с Марией, матерью Иисуса. В таком случае эти ученицы входят в число 120 учеников Иисуса (Деян 1:15), которые ждали принятия Святого Духа (см. Святой Дух) в день Пятидесятницы, согласно пророчеству Иоиля: «В последние дни... излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши» (Деян 2:17; см. Иоил 2:28-29). Деян 9:36, дополняя список Ж. - последовательниц Иисуса, названных Лукой по имени, упоминает ученицу (mathetria) Тавифу, она же Доркада, и Марию, мать Иоанна, называемого Марком (Деян 12:12), в чьем доме верующие собирались для молитвы.
3.2. Мария из Вифании.
Согласно Лк 10:38-42, Мария сидела у ног Иисуса, т.е. была Его ученицей (см. Деян 22:3; М. Пирке Авот 1:4), и внимала Его слову (logos). Несмотря на негодование Марфы, сестры Марии, которая требовала от нее исполнения традиционных женских обязанностей по приготовлению пищи, Иисус одобрил выбор Марии: «Мария избрала благую часть, которая у нее не отымется» (Лк 10:42). По-видимому, «благая часть» означает учение Иисуса о Царстве, которое изложено в центральном разделе Лк (9:51-19:28), где помещен и этот рассказ.
Некоторые комментаторы полагали, что в этом эпизоде Ж. предстает как молчаливый слушатель, а не как активный участник и проповедник в жизни Церкви, и потому считали эту сцену позднейшей редакцией, демонстрирующей отход от первоначальной роли Ж. в первые годы христианства, где она якобы была наравне с мужчиной. Вероятнее, однако, что суть рассказа о Марии как раз в том, что Ж. получают в ученичестве равную долю с мужчинами.
Ин 11:28-33, 45; 12:1-8 также представляет Марию в роли ученицы Иисуса, хотя и не столь очевидно, как в рассказе Луки. Исповедание Марфы в Ин 11:27, напоминающее исповедание Петра в Ин 6:69 и в синоптической традиции (см. Мф 16:16), характеризует ее как ученицу.
3.3. Материнство и послушание.
Две евангельские перикопы содержат сходное высказывание Иисуса, в котором принятие Божьего слова и послушание Ему (ученичество), по-видимому, ставится выше материнства, традиционной роли Ж. (Мф 12:46-50 пар. Мк 3:31-35 и Лк 8:19-21; Лк 11:27-28). В этом общем для синоптиков эпизоде Иисус говорит: «Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово (logos) Божье и исполняющие его» (Лк 8:21; см. Семья). В эпизоде, излагаемом только в Лк, Иисус в ответ на хвалу, которую Ж. воздает Его матери, возражает: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк 11:28).
4. Женщины-провозвестницы
Евангелия приводят три случая, в которых Ж. выступают провозвестницами Иисуса: в рассказе Луки о детстве (Лк 1-2); в эпизоде с самарянкой (Ин 4:4-42) и в повествованиях о Воскресении - Ж., обнаружившие пустую гробницу.
4.1. Женщины, возвестившие рождение Иисуса.
У Луки в рассказе о детстве (1:5-2:40) упоминаются пять человек (Елизавета, Мария, мать Иисуса, Анна, Заха-рия и Симеон), трое из которых - Ж., говорившие силой Святого Духа, или как пророки*, возвещавшие рождение Иисуса как часть спасительного Божьего замысла (см. Рождение Иисуса).
Елизавета (Лк 1:41-45) исполняется Святым Духом и произносит благословение* Марии, называя ее при этом «Матерью Господа моего». Мария (Лк 1:26-38, 46-56) в благодарственной молитве «Величит душа моя Господа» (Лк 1:46-55; см. Песнь Марии) прославляет спасительный труд Бога в выражениях, которые близко напоминают молитву матери Самуила в 1 Цар 1:1-10. Анна (Лк 2:37-38) - пророчица, восхваляющая Бога и говорящая об Иисусе всем, ожидающим освобождения Иерусалима. Итак, в изложении Луки эти три Ж., наряду с Захарией, Симеоном, архангелом Гавриилом (Лк 1:26-38) и ангелами, благовествующими пастухам (2:8-15), объясняют роль Иисуса в Божьем замысле спасения*, дают богословское толкование Рождеству и предрекают дальнейшие события.
4.2. Самарянка.
После беседы Иисуса с самарянкой (Ин 4:7-26) она возвращается в город и рассказывает о встрече с Ним. «И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову (logos) женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала» (Ин 4:39). Иоанн далее сообщает, что после этого самаряне получили «слово» (logos) от самого Иисуса, и «уверовали по Его слову» (Ин 4:4042).
4.3. Женщины - свидетельницы Воскресения Иисуса.
Все четыре Евангелия сообщают, что ученицы Иисуса первыми услышали весть ангела о Воскресении* и получили поручение рассказать об этом ученикам-мужчинам (Мф 28:1-8; Мк 16:1-8; Лк 24:1-12; си. Ин 20:1-13). Согласно Лк (24:10-11, 22-24), мужчины не поверили сообщению Ж. (см. также Мк 16:11 и дальнейшее дополнение к Мк).
Мф и Ин и расширенная концовка Мк говорят, что Иисус впервые явился Марии Магдалине (Ин 20:14-18; Мк 16:9-11; в Мф 28:9-10 вместе с Марией находится другая Мария (см. Мф 27:61; 28:1), скорее всего, мать Иакова младшего и Иосифа, упоминавшаяся в Мф 27:56). В Мф и Ин Иисус поручает Марии Магдалине рассказать ученикам о том, что она видела и слышала.
Часто отмечалось, что Павел, автор первого письменного свидетельства о явления Иисуса по Воскресении (1 Кор 15:3-8), не выделяет в нем Ж. Высказывалось предположение, что это связано с иудейскими законами, не признававшими за свидетельством Ж. юридической силы (см. Древности 4.5.15 § 219).
Первое известное нам сочинение против христианства, составленное неоплатоником Цельсом «Истинное слово» (ок. 175 н.э.), основывает свою аргументацию на том, что свидетелями и глашатаями Воскресения Иисуса были Ж. Цельс отвергает это свидетельство как раз на том основании, что оно исходит от Ж., которую он считает истеричной, если не кем-то похуже (Ориген Против Цельса 2.55). На это Ориген (ок. 225) возражает, что кроме этой Ж. имелись и другие свидетели и что в Евангелиях нигде не сказано, будто она была склонна к истерии (то же 2.59-60). Нападки Цельса на христианские источники показывают, насколько явно в евангельской традиции и в ранней Церкви была запечатлена роль Ж. как первых свидетелей Воскресения. Стоит отметить, что эта тема имеет большое значение в дискуссии об отношении Иисуса к Ж. и о вытекающей из этого отношения их роли в Церкви. Маргарет Фелл, автор одной из первых книг, написанных в Англии в защиту права Ж. проповедовать, уже в заглавии своего сочинения ссылается на особую роль Марии Магдалины: «Речь женщин, оправданная, доказанная и позволенная Писаниями... и как женщины первыми проповедали Воскресение Иисуса и были посланы самим Христом, перед тем как Он вознесся к Отцу, Ин 20:17» (Лондон, 1666).
4.4. Женщины в неканонической евангельской традиции.
В различных апокрифических (см. Евангелия апокрифические) и гностических Евангелиях (напр., Фом 21, 61, 114; Dial. Sav) Ж. часто изображаются ученицами Иисуса, даже первыми среди Его учеников, особенно в рассказах о Воскресении.
Это показывает устойчивость евангельской традиции, в которой Ж. выступают ученицами и провозвестницами Иисуса. Многие ученые также предполагают, что в некоторых общественных кругах во II в. н.э. для Ж. было предпочтительнее примкнуть к гностикам, нежели к «ортодоксальной» Церкви, которая систематически отстраняла Ж. от любых руководящих должностей. Однако эта гипотеза остается спорной, поскольку она связана со многими проблемами социально-исторических исследований.
5. Женщины, названные по имени.
В Евангелиях женские имена названы 17 раз, хотя иногда, возможно, имеется в виду одно и то же лицо (см. пункты 5.7, 5.10 и 5.11). Объем и характер информации об этих Ж. может быть различным, как различно и их отношение к Иисусу. Ниже мы приводим имена этих Ж. в алфавитном порядке и кратко излагаем основные сведения о них, содержащиеся в Евангелиях.
5.1. Анна.
Пророчица Анна упоминается только в Лк 2:36-38. Она возвестила в Храме* о Младенце Иисусе всем, кто уповал на искупление Иерусалима. Анна была дочерью Фануила из колена Асира, вдова, почти все время проводившая в Храме. Не совсем ясно, исполнилось ли ей 84 года к этому моменту, или же она 84 года вдовствовала (если она вышла замуж в 14 и состояла в браке 7 лет, вместе с 84 годами вдовства срок ее жизни будет равен 105 годам, как и у героини Израиля Юдифи (Иф 16:23).
5.2. Елизавета.
Елизавета упоминается только в Лк 1. Она принадлежала к священническому роду (см. Священники, священство), была женой священника Заха-рии и родственницей Марии, матери Иисуса. Исполнившись Святого Духа, Елизавета приветствовала Марию как мать Господа*.
5.3. Иродиада.
Иродиада (Мк 6:17-29; Мф 14:3-12 и Лк 3:19-10) была внучкой Ирода Великого (см. Ирода династия), дочерью Аристобула, женой Ирода (называемого в Евангелиях Филиппом), матерью Саломеи и тещей тетрарха Филиппа (Древности 18. 5.1. §110-111, 136). Из-за ее интриг Ирод Антипа убил Иоанна Крестителя (Древности 18.5.2 §116-119).
5.4. Иоанна.
Иоанна упоминается в Лк 8:3 и 24:10 как одна из учениц Иисуса, следовавшая за Ним по Галилее и в Иерусалим. Там она была в числе Ж., которые первыми узнали о Воскресении Иисуса. Она была женой Хузы, домоправителя Ирода (Антипы) -больше о Хузе ничего неизвестно.
5.5. Марфа.
Марфа, сестра Марии и Лазаря*, жила в Вифании. О ней говорится в Лк 10:38-42 и Ин 11:1-44 и 12:2. У обоих евангелистов Марфа, в отличие от Марии, готовила Иисусу еду, когда Он был гостем в их доме. В Лк Марфа против вовлечения Марии в ученицы Иисуса; в Ин Марфа сама как ученица исповедует Иисуса Христом, Сыном Божьим (Ин 11:27; см. Христос; Сын Божий).
5.6. Мария Магдалина.
Мария Магдалина, родом из галилейского города Магдала (см. Археология и география), была известной ученицей Иисуса, следовавшей за Ним по .Галилее и в Иерусалим. В перечне названных по имени учениц она всегда занимает первое место, она же была первой, кому явился воскресший Иисус (Мф 27:56, 61; 28:1; Мк 15:40, 47; 16:1 (16:9); Лк 8:2; 24:10; Ин 19:25; 20:1, 11, 16, 18). Ее роль подтверждается многочисленными упоминаниями в ранней апокрифической и гностической литературе (см. Грасси; Наг Хаммади Ев. Фил 59, 6-9).
5.7. Мария, мать Иакова (младшего) и Иосифа (Иосии).
Эта Мария названа в числе учениц Иисуса (Мф 27:56; Мк 15:40, 47; 16:1; Лк 24:10) и в числе тех, кто первым узнал о Воскресении. Возможно, ее следует отождествить с «другой Марией» (Мф 27:61 и 28:1), учитывая параллельные контексты Мк и Лк (см. ниже, 5.11 и 5.10).
5.8. Мария, мать Иисуса.
Мать Иисуса названа по имени в синоптических Евангелиях (Мф 1-2; 13:55; Мк 6:3; Лк 1-2). Ин говорит о матери Иисуса, не называя ее по имени (Ин 2:1, 3, 5, 12; 6:42; 19:25-27). Мария играет важную роль в рассказах о рождении Иисуса; она выступает послушной служанкой 1оспода (см. Лк 1:42 «Благословенна ты в женах») и истолковательни-цей спасительного Слова Божьего («Величит душа моя» в Лк 1:46-55; см. Песнь Марии). Разговор Иисуса с матерью в Ин 2 говорит не о недостатке уважения к матери, но о понимании Иисусом своей власти и ответственности за исполнение миссии. Мария описана как ученица Иисуса (см. Ин 19:25-27; Деян 1:14).
5.9. Мария из Вифании.
Мария, сестра Марфы и Лазаря, жила в Вифании (Лк 10:38-42; Ин 11:11-45; 12:1-8). Она была ученицей Иисуса и удостоилась похвалы за то, что избрала «благую часть» (см. выше, 3.2). Согласно Ин, она умащала ноги Иисуса дорогостоящими благовониями (параллели в Мф 26:6-13 и Мк 14:3-9 не называют Ж. по имени, а схожий эпизод в Лк помещен в другое время). Иисус защищает ее поступок благочестия как проявление ученичества.
5.10. Мария, жена Клеопы.
Эта ученица Иисуса упоминается только в Ин 19:25: она стоит у креста вместе с Марией, матерью Иисуса, ее сестрой и Марией Магдалиной (см. Смерть Иисуса). Учитывая имена, названные в параллельных контекстах Мф 27:56 и Мк 15:40, можно предположить, что эта Мария и есть мать Иакова и Иосифа (см. выше, 5.7, и ниже, 5.11).
5.11. Другая Мария.
Такое выражение встречается только в Мф 27:61 и 28:1. Это ученица Иисуса, присутствующая при распятии и Воскресении. Параллельные тексты Мк 15:47 и 16:1, а также данные Мф 27:56 и Л к 24:10 указывают, что «другая Мария» может быть с определенной уверенностью отождествлена с Марией, матерью Иакова и Иосифа (см. выше, 5.7 и 5.10).
5.12. Рахава.
Рахава упоминается в Мф в родословии Иисуса (1:5; см. Нав 2 и 6). В иудейском и раннем церковном предании ей отводилось важное место; она упоминается не только здесь, но также в Евр 11:31 и Иак 2:25. Рахава - одна из четырех женщин, названных в генеалогии в Мф (см. 5.13, 5.16 и 5.17). Все эти четыре женщины - язычницы; возможно, особое их упоминание подтверждает милосердие Божье и свидетельствует о призвании язычников (ср. Мф 28:18-20). Возможно, называя по имени язычниц, Матфей напоминает о неожиданном выборе Богом Ж. как орудий спасения, имея в виду Марию.
5.13. Руфь.
Руфь упомянута в генеалогии Иисуса у Мф (Мф 1:5; см. выше, 5.12).
5.14. Саломия.
Саломия упоминается в Мк 15:40 и 16:1 среди учениц Иисуса, присутствовавших при распятии и Воскресении. Учитывая параллель к Мк 15:40 в Мф 27:56, можно предположить, что Саломия была женой Зеведея и тем самым матерью Иакова и Иоанна, двух из двенадцати учеников Иисуса.
5.15. Сусанна.
В числе учениц Иисуса Сусанну называет только Лк 8:3. Больше она нигде не упоминается.
5.16. Фамарь.
Фамарь упоминается в родословной Иисуса (Мф 1:3; см. Быт 38; Руф 4; 1 Пар 2:4; см. выше, 5:12).
5.17. Жена Урии.
Жена Урии, Вирсавия, упоминается в генеалогии Иисуса (Мф 1:6; см. 2 Цар 11; 12:24; Пар 3:5; см. выше, 5.12.).
6. Женщины в каждом Евангелии
Можно предложить и другой способ классифицировать сведения об Иисусе и Ж., а именно, рассмотреть подход каждого из четырех евангелистов. Из них наибольший интерес к роли Ж. в жизни и служении Иисуса проявляет Лука.
6.1. Матфей.
Мф содержит эпизоды исцеления Ж. (Мф 8:14-15; 9:18-26) и высказывания самих Ж., выражающие их веру (9:22; 15:21-22), а также притчи, действующими лицами которых являются Ж. и речь в которых идет о Царстве (13:33; 24:41; 25:1-13). В родословной Иисуса упоминаются четыре язычницы (1:3, 5-6). При обсуждении похоти (5:27-30) и развода (19:3-9) превозносится женское целомудрие, тем не менее и в проповеди Иоанна Крестителя, и в учении Иисуса говорится, что блудницы также могут войти в Царство Небесное (21:31-32).
Ж. - ученицы и провозвестницы Иисуса - упоминаются и самим Иисусом (12:49-50), и в повествованиях о Страстях (см. Смерть Иисуса) и Воскресении (27:55-56; 27:61 - 28:10).
Из всех Евангелий только Мф (27:19) рассказывает историю о жене Пилата, которая видела вещий сон и пыталась отговорить мужа от суда над Иисусом (см. Понтий Пилат).
6.2. Марк.
Мк меньше, чем другие Евангелия, говорит относительно Иисуса и Ж., однако тоже называет Ж. в числе Его учеников. Мк содержит эпизоды исцеления Ж. (1:29-31; 5:21-43) и исповедания ими веры (Мк 5:34; 7:24-30).
Ученичество Ж. упомянуто в общих высказываниях Иисуса (3:31-35), в истории вдовы, отдавшей свои последние деньги (12:41-44), и в повествовании о Страстях и Воскресении (15:40-41; 15:47 - 16:8; см. также 16:9-11).
6.3. Лука.
Лука обнаруживает наибольший интерес к жизни и служению Иисуса и включает множество сообщений и рассказов о Ж., отсутствующих у других евангелистов. Лк также называет по имени больше Ж., имевших отношение к жизни Иисуса, чем это делают другие Евангелия. Та же тенденция прослеживается и в Деян (об ученицах Иисуса см. Деян 1:14).
Лука передает много историй об исцелении Ж. (4:38-39; 8:1-3, 40-56; 13:11-17; 17:11-17) и исповедании ими веры (4:26; 7:36-50; 8:48; 18:1-8; 21:1-4), значительная часть которых содержится только у него. Ж. играют важную роль в двух притчах, которые также приводит только Лк (15:8-10; 18:1-8), и еще в двух притчах о Царстве Божьем (13:20-21; 17:35).
Лука особенно подчеркивает роль Ж. в ученичестве; об этом идет речь в высказываниях общего характера (8:19-21; 11:27-28), в истории Марии и Марфы (10:3842) и в сообщениях об ученицах, сопровождавших Иисуса в странствии (8:1-3), а также присутствовавших при распятии и Воскресении (23:49; 23:55 -28:12). Некоторые из этих сообщений содержатся только в Лк (8:1-3; 10:38-42; 11:27-28).
Ж. выступают как провозвестницы Иисуса в рассказах о Рождестве (Елизавета, Мария, мать Иисуса, Анна, Лк 1-2) и о Воскресении (24:10-11, 22-24).
6.4. Иоанн.
Иоанн специально описывает ученичество матери Иисуса (2:1-12; 19:25-27), самарянки (4:7-42), Марии и Марфы (11:1-45; 12:1-8) и Марии Магдалины (19:25; 20:1-18). Самарянка и Мария Магдалина выступают в Ин как провозвестницы Иисуса, и им обеим уделяется в тексте Евангелия особое внимание.
7. Выводы
Уважение Иисуса к Ж. и включение их в число учеников и провозвестников заложило основы для позитивной роли Ж. в ранней Церкви и для их служения.
Даже формула крещения в Гал 3:28 и утверждение, что во Христе «нет ни мужского, ни женского», вероятно, восходит к традиции, созданной самим Иисусом (см. Макдональд). Павел разрабатывает концепцию Церкви, принимающей всех, опираясь на подход самого Иисуса.
Отсутствие Ж. в числе Двенадцати обычно используется как доказательство того, что Иисус не предоставлял Ж. первенства или авторитета в Церкви. Надо, однако, учесть, что при тогдашнем общественном укладе было просто немыслимо включать Ж. в малый круг наиболее близких к Иисусу учеников. Достаточно и того, что во время служения Иисуса многие Ж., из которых не менее восьми (не считая Елизаветы и Анны в Лк 1-2) названы по имени, выступали как Его ученицы и провозвестницы, и мы располагаем не меньшим количеством сведений о них, чем о некоторых из числа Двенадцати. С другой стороны, все Двенадцать были евреями, а ранняя Церковь, развиваясь уже в иных социальных условиях, допускала к руководству язычников. Следовательно, состав первых учеников отнюдь не определял социальный или этнический состав ранней Церкви.
Кроме того, Двенадцать не были образцом для организации церковного руководства раннего христианства, за исключением самого начала Иерусалимской церкви. Для установления власти и авторитета в ранней Церкви большее значение имел призыв Иисуса к ученичеству и определение ученичества как послушания, а также тот факт, что среди учеников и последователей Иисуса были и мужчины, и Ж.
Иногда отмечается, что Иисус не назначал Ж. на конкретные должности, однако Он не давал их и мужчинам, за исключением Петра, причем и поручение Петру определило не структуру Церкви в целом, а только первоначальное руководство Иерусалимской церковью. Структура и руководство в ранних церквах, в особенности создаваемых Павлом, о которых мы располагаем наибольшим объемом сведений, не были устоявшимися. В подобных ситуациях Ж. также обладали властью и авторитетом: в числе сотрудников Павла названы по имени двенадцать Ж. (см. Рим 16:1-16; Фил 4:2-3; 1 Кор 1:11; Кол 4:15; Деян 16:14-15, 40).
Из книги “Иисус и Евангелия. Словарь” под редакцией Джоэля Грина, Скота Макнайта и Говарда Маршалла; изд. Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2003