Поиск по этому блогу

суббота, 19 января 2008 г.

Мухаммед: предполагаемые чудеса (часть 3)


Пророчества в Коране.

Мусульмане ссылаются на пророческие прорицания в Коране в качестве доказательства того, что Мухаммед мог творить чудеса. Но убедительных свидетельств у них нет. Чаще всего цитируются те суры, в которых Мухаммед обещает победу своим воинам.

Какой же религиозный вождь не сможет сказать своим воинам: „С нами Бог; победа будет за нами. Вперед же, в бой!“ Далее, памятуя о том, что Мухаммеда называют „пророком меча“, и наибольшее число обращенных в веру появилось у него после того, как он отказался от мирных, но сравнительно малоуспешных средств ее распространения, вряд ли можно счесть удивительным, если он всегда предсказывал победу.

Учитывая рвение мусульманских воинов, которым за их старания был обещан рай (ср. Коран, суры 22:57-58/58-59; 3:151-152, 164-165/157-158, 170-171), не приходится удивляться, что они так часто побеждали. И наконец, нет ничего странного в таком количестве „покоренных“, ввиду того, что Мухаммед предостерег: „воздаяние тех, которые воюют с Аллахом и Его посланником и стараются на земле вызвать нечестие, в том, что они будут убиты, или распяты, или будут отсечены у них руки и ноги накрест, или будут они изгнаны из земли“ (Коран, сура 5:37/33).

Единственно существенным предсказанием было предсказание победы римлян над войском персов при Иссе. В суре 30 сказано: „побеждены Румы в ближайшей земле, но они (даже) после (этой) победы над ними победят через несколько лет“ (Коран, сура 30: 1-3/2-4).

Это предсказание не слишком впечатляет (см. Gudel, 54). Согласно Али, „несколько лет“ означает от трех до девяти лет, но реальная победа состоялась не раньше, чем через тринадцать-четырнадцать лет после пророчества. Поражение римлян от персов при взятии Иерусалима относится примерно к 614 или 615 г. Контрудары начались не ранее 622 г., и победа не была полной до 625 г. Это составляет, по меньшей мере, десять или одиннадцать лет, а не те „несколько“, о которых говорит Мухаммед.

В османовском издании Корана знаки огласовки отсутствуют, они были расставлены лишь много позже (Spencer, 21). Поэтому слово sayaghhlibuna, „они победят“, может быть при изменении двух гласных прочитано и как sayughlabuna, „их победят“ (Tisdall, 137). И даже если игнорировать эту неоднозначность, пророчество не является ни долговременным, ни удивительным. Вполне можно было ожидать, что побитые римляне захотят взять реванш. Чтобы предсказать подобный поворот, не требовалось какой-то особенно глубокой восприимчивости к тенденциям развития событий. В лучшем случае это можно назвать проницательной догадкой. Но как бы то ни было, по всей видимости, не имеется достаточных доказательств того, что это сверхъестественное пророчество.

Единственно заслуживающее упоминания из других пророчеств находят в суре 89, где фразу „и десятью ночами“ (Коран, сура 89:1/2) кое-кто считает предсказанием о десяти годах гонений, испытанных первыми мусульманами (Ahmad, 374f.). Однако надуманность такого толкования очевидна благодаря тому факту, что даже Али, переводчик Корана, признавал: слова „десятью ночами“ обычно понимают как ссылку на первые десять ночей ежегодного Zul-Hajj, священного периода паломничества. Это предсказание никак нельзя назвать ясным и определенным.

Свидетельства того, чтобы у Мухаммеда был истинно сверхъестественный дар пророчества, отсутствуют. Его пророчества туманны и небесспорны. Гораздо легче привносить в них определенный смысл задним числом, после события, нежели улавливать этот смысл до того, как что-то произойдет.

Если бы Мухаммед обладал способностью чудесным образом предсказывать будущее, но наверняка воспользовался бы ею, чтобы сокрушить своих противников. Но он этого ни разу не сделал. Вместо этого он признал, что не творил никаких чудес, как пророки, бывшие прежде него, и просто указал в качестве знамения о себе Коран.

И наконец, Мухаммед никогда не давал пророчеств в доказательство своего пророческого призвания. В такой связи вообще ни одно из его предполагаемых пророчеств не упоминается. Иисус неоднократно совершал чудеса в подтверждение того, что Он – Мессия, Сын Божий. Перед тем как исцелить расслабленного, Он сказал неверующим иудеям: „чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи“ (а среди иудеев считалось, что это может делать только Бог, ср. Мк.2:7), а затем обратился к расслабленному: „тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой“ (Мк. 2:10-11). Ввиду такого резкого контраста в способности доказывать совершенными чудесами произносимые слова, у любого мыслящего человека должны возникнуть сомнения – а достаточно ли свидетельство, подтверждающее притязания Мухаммеда?

Из книги Нормана Л. Гайслера "Энциклопедия христианской апологетики"; "Библия для всех", Санкт-Петербург 2005